МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ОЦЕНОЧНЫХ РАБОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждены
НАЦИОНАЛЬНЫМ СОВЕТОМ
ПО ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Протокол № 2 от 18 ноября 2008 г.

Минимальные нормативы при планировании оценочных работ в Российской Федерации (далее по тексту – «МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ») разработаны Комитетом по этике в соответствии с решением Общего собрания НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА ПО ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Протокол № 2 от 11.09.08 г.)
«МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ» определяют нижнюю границу затрат в человеко-часах, обеспечивающих качественное оказание оценочных услуг силами членов СРО оценщиков, имеющих достаточный практический опыт, при безусловном выполнении требований законов РФ, касающихся оценочной деятельности, и Федеральных стандартов оценки.
«МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ» задают четкий ориентир для всех добросовестных участников рынка оценки по рекомендуемым минимальным затратам ресурсов на проведение оценочных работ и являются одним из средств искоренения демпинга как недопустимого инструмента конкурентной борьбы и одного из основных источников снижения качества оценочных работ.
«МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ» определяют минимальные затраты ресурсов для стандартных объектов оценки.
Затраты ресурсов на исследование объектов оценки и сбор иной исходной информации, необходимой для выполнения оценки, могут составлять, в зависимости от типа и сложности объекта оценки, от 20 до 150% от «МИНИМАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ».
«МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ» в дальнейшем могут дополняться и корректироваться в соответствии с текущей ситуацией на рынке оценки.

Объект оценки
Единица измерения
Рекомендуемые минимальные затраты в человеко-часах
Ограничения по трудоемкости работ
1
2
3
4
5

Недвижимость

1.
Квартиры 1, без расчетов стоимости выполненных ремонтов
1 объект
4

2.
Жилые дома и коттеджи 1, 2
1 объект
12

3.
Здания и помещения, завершенные строительством 1, 2, 3

·         <1000 м2 1 объект 30 ·         от 1000 до 5000 м2 1 объект 60 ·         от 5000 до 10000 м2 1 объект 120 ·         >10000 м2
1 объект
240

4.
Сооружения и передаточные устройства городской инфраструктуры 3
1 объект
10
отчет — не менее 30 чел.-час
5.
Сооружения и передаточные устройства магистральных сетей 3
1 объект
25
отчет — не менее 60 чел.-час
6.
Земельные участки:

·        землепоселений

отчет — не менее 60 чел.-час

— до 0,2 га
1 участок
20

— от 0,2 га до 0,5 га
1 участок
50

— от 0,5 га до 1,0 га
1 участок
90

— от 1,0 га до 5,0 га
1 участок
120

— от 5,0 га до 10,0 га
1 участок
150

— свыше 10,0 га
1 участок
180

·         сельхозугодия

отчет — не менее 40 чел.-час

— до 0,2 га
1 участок
1

— от 0,2 га до 0,5 га
1 участок
2,5

— от 0,5 га до 1,0 га
1 участок
4,5

— от 1,0 га до 5,0 га
1 участок
6

— от 5,0 га до 10,0 га
1 участок
7,5

— свыше 10,0 га
1 участок
9

·         лесные угодья

отчет — не менее 40 чел.-час

— до 0,2 га
1 участок
2

— от 0,2 га до 0,5 га
1 участок
5

— от 0,5 га до 1,0 га
1 участок
9

— от 1,0 га до 5,0 га
1 участок
12

— от 5,0 га до 10,0 га
1 участок
15

— свыше 10,0 га
1 участок
18

·         иного назначения

отчет — не менее 20 чел.-час

— до 0,2 га
1 участок
10

— от 0,2 га до 0,5 га
1 участок
25

— от 0,5 га до 1,0 га
1 участок
45

— от 1,0 га до 5,0 га
1 участок
60

— от 5,0 га до 10,0 га
1 участок
75

— свыше 10,0 га
1 участок
90

7.
Зеленые насаждения и благоустройства территории
0,01 га
0,5
отчет — не менее 10 чел.-час

Транспортные средства

8.
Автотранспортные средства: 4

·         отечественные
1 штука
2

·         импортные
1 штука
3

·         специальные
1 штука
5

9.
Железнодорожный транспорт:4

·         отечественный
1 штука
10

·         импортный
1 штука
15

10.
Морские и речные суда, отнесенные к недвижимости: 4

·         океанские лайнеры
1 штука
80

·         танкеры, сухогрузы
1 штука
40

·         суда речного флота
1 штука
30

·         баржи и буксиры
1 штука
20

11.
Самолеты, отнесенные к недвижимости: 4

·         отечественные
1 штука
40

·         импортные
1 штука
50

12.
Вертолеты, отнесенные к недвижимости: 4

·         отечественные
1 штука
30

·         импортные
1 штука
40

Машины и оборудование

13.
Серийное технологическое оборудование: 4

·         1-10 единиц
1 единица
1-2 за ед.

·         10-100 единиц
1 единица
0,5-1 за ед.

·         > 100 единиц
1 единица
0,5 за ед.

14.
Специальное оборудование 5
1 единица
6

15.
Технологическая линия: 4

·         универсальная
1 единица
40

·         специальная
1 единица
50

·         технологический комплекс
1 единица
70

16.
Оргтехника, вычислительная техника, средства связи 4
1 единица
1

17.
Строительная и дорожная техника, подъемно-транспортные машины 4
1 штука
4

Интеллектуальная собственность

18.
Объекты интеллектуальной собственности

Промышленные образцы
1 объект
10

Патенты, товарные знаки
1 объект
20

Компьютерные программы и базы данных
1 объект
30

Техническая и технологическая документация
1 объект
40

Ноу-хау, НИОКР
1 объект
60

Бизнес

19.
Действующие предприятия или пакеты некотируемых акций предприятий 5, 8

·         мелкое
1 объект
50

·         среднее
1 объект
100

·         крупное
1 объект
200

·         крупнейшее
1 объект
600

20.
Вновь созданные предприятия или предприятия с приостановленной деятельностью 5, 8

·         мелкое
1 объект
45

·         среднее
1 объект
90

·         крупное
1 объект
180

·         крупнейшее
1 объект
400

21.
Банки, акции банков 6, 8

·         мелкий
1 объект
100

·         средний
1 объект
200

·         крупный
1 объект
400

·         крупнейший
1 объект
600

22.
Месторождения, лицензии на разработку месторождений 7

·         мелкое
1 штука
100

·         среднее
1 штука
200

·         крупное
1 штука
400

·         уникальное
1 штука
800

Драгоценные камни и ювелирные изделия

23.
Полный объем экспертно-оценочных услуг с выдачей Экспертного заключения о стоимости ювелирного изделия.
1 объект
4

Услуги

24.
Оценка стоимости услуг (например, при процессинге, толлинге и т.д.) 9
1 объект
70

Инвестиционные проекты

25.
Оценка инвестиционного проекта
1 объект
250

МСФО

26.
Оценка для целей МСФО 8

·         мелкая бизнес-единица
1 объект
50

·         средняя бизнес-единица
1 объект
100

·         крупная бизнес-единица
1 объект
200

·         крупнейшая бизнес-единица
1 объект
600

1. Стандартные квартиры, дома и простые коттеджи. Для элитных квартир и домов, дорогих коттеджей, а также объектов недвижимости, представляющих историческую ценность, трудозатраты определяются расчетным путем, с учетом сложности объекта. Аналогичным образом рассчитываются трудозатраты для нестандартных ситуаций при оценке нежилых помещений и других объектов оценки.
2. Для объектов, не завершенных строительством, вводится повышающий коэффициент 2,0.
3. При оценке полной восстановительной стоимости с целью переоценки используется понижающий коэффициент 0,7.
4. При оценке рыночной стоимости новых объектов используется понижающий коэффициент 0,7.
5. Классификация предприятий по объему выручки:
Мелкие – до 100 млн. руб.;
Средние – от 100 млн. до 1 млрд. руб.;
Крупные – от 1 до 10 млрд. руб.;
Крупнейшие – более 10 млрд. руб. (определяется с использованием нормативов для крупных предприятий с повышающим коэффициентом, по договоренности в зависимости от сложности работ).
6. Классификация банков по величине активов:
Мелкие – до 1 млрд. руб.
Средние – от 1 млн. до 10 млрд. руб.
Крупные – от 10 до 20 млрд. руб.
Крупнейшие – более 20 млрд. руб. (определяется с использованием нормативов для крупных предприятий с повышающим коэффициентом, по договоренности в зависимости от сложности работ).
7. Для разрабатываемых месторождений вводится повышающий коэффициент от 1,5 до 3,0.
8. При оценке для целей МСФО под 1 объектом понимаются активы одной бизнес-единицы. Расчетная стоимость человеко-часа принимается равной стоимости оценки соответствующего бизнеса.
9. Без учета затрат на оплату труда привлекаемых специалистов-экспертов.

Примечания
Рекомендуемые стоимости 1-го человеко-часа оценщика для различных видов оценочных работ рассчитываются методом ресурсного моделирования и ежегодно утверждаются НАЦИОНАЛЬНЫМ СОВЕТОМ.
При оценке информации, прав требования, обязательств (долгов) и иных объектов гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте, затраты ресурсов определяются индивидуально.

Яндекс.Метрика